Людвиг ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая» Op. 55
[1] I. Allegro con brio
[2] II. Marcia Funebre (Adagio Assai)
[3] III. Scherzo (Allegro Vivace)
[4] IV. Finale (Allegro Molto/Poco Andante/Presto)
Сергей Кусевицкий. Лондонский филармонический оркестр
Запись произведена фирмой “HMV” 7 сентября 1934 года. Номера по
каталогу “Victor” 8668-8669 (87919-87922), 8670-8671 (87923-87926), 8672A (87927), 8672B-8673 (87928-87930)
Сергей Прокофьев Симфония №1 Op.25 «Классическая»
[5] IV. Finale (Molto Vivace)
[6] Скерцо и марш
Сергей Кусевицкий. Бостонский симфонический оркестр
Запись произведена совместно фирмами “HMV” и “Victor” в 1929 г. Номера по каталогу “HMV” 7197A, 7197B
Ремастеринг 2002, Анатолий Лихницкий
Почему мы проявляем интерес к звукозаписям начала XX века?
Уж конечно, не из желания познакомиться с музыкальным произведением – для этого
достаточно прослушать свободную от искажений и шума современную запись. Старые
грамзаписи ценны тем, что в них хорошо сохранились особенности великих
музыкальных интерпретаций начала прошлого века. В этом вы можете убедиться,
прослушав пластинки того времени на акустическом граммофоне. Но отчего же так
скучны те же записи, переизданные на компакт-дисках?
Причина кроется в том, что перенос исторических записей на
компакт-диски сопровождается реставрацией, которая по сути сводится к комфортизации
их звучания. Под комфортизацией я понимаю удаление из фонограммы шума,
щелчков, дребезга и искажений. К сожалению, комфортизация практически всегда
достигается ценой утраты нюансов музыкальной интерпретации, то есть за счёт живой
сущности музыки. За примерами далеко ходить не надо: в стремлении уменьшить
шум и нелинейные искажения полосу воспроизведения от 30 до 10000 Гц, типичную
для грамзаписей на 78 об/мин, сужают до 100-2500 Гц; убирая щелчки, а также
пытаясь ещё и ещё снизить зашумленность записи, применяют специальные
компьютерные программы, в том числе предназначенные для подавления щёлчков и
дребезга, а также хорошо известные звукорежиссёрам «шумодавы». Так как подобные
программы принципиально на способны разделять в фонограмме шумы и полезный
сигнал, вместе со щелчками и шумом из фонограммы «выплёскивается» живая
сущность музыки или, что ещё хуже, она заменяется другой.
Почему же при реставрации старых записей приоритетным
направлением остаётся комфортизация звучания? Связано это с заметностью для
большинства слушателей прироста комфортности, тогда как утрата музыкой её живой
сущности заметна лишь немногим. Этот факт имеет психологическое объяснение.
Дело в том, что восприятие нюансов интерпретации и вся сложная работа по её
«перевариванию» происходит очень медленно и исключительно в подсознании
слушателя, тогда как комфортность звучания мгновенно оценивается сознанием.
Именно эту особенность нашего восприятия можно считать главной причиной
распространения среди музыкальных продюсеров веры в необходимость реставрации
старых записей.
Для осуществления реставрации студии были дооснащены
сложнейшим и дорогостоящим оборудованием. Это неизбежно повлекло за собой
чудовищное усложнение тракта записи, ставшее причиной катастрофического
увеличения пути музыкального сигнала. В результате студийный тракт стал
буквально лобным местом для музыки. В центре его оказался компьютер,
переоборудованный аудиоинженерами в главный морг, где хранятся и обрабатываются
трупы музыки. Именно с его помощью звукорежиссёры-реставраторы окончательно
умерщвляют музыку, а затем гримируют её под живую.
Эта апокалипсическая история натолкнула меня на мысль
провозгласить альтернативную общепринятой концепцию переноса старых записей на
компакт-диски.
Основные положения этой концепции:
1. То, что нам удаётся извлечь из
канавки грампластинки с помощью иглы звукоснимателя, на самом деле есть
наибольшее «количество музыки» - в ходе дальнейшей обработки она может только
уменьшаться. Исходя из этого, единственным резервом для улучшения качества
переноса грамзаписи на компакт-диск является максимальное сокращение пути
музыкального сигнала (исключение из тракта всех лишних звеньев), а также
повышение музыкальной прозрачности тех звеньев, без которых обойтись нельзя. Я
имею в виду считывающую иглу, звукосниматель, усилитель-корректор, АЦП и
устройство для записи звукового сигнала в цифровой форме. Таким образом,
перечисленные звенья тракта записи необходимо сделать совершенными, других
звеньев при этом просто не должно быть.
2. Следует окончательно отказаться от
комфортизации старых записей с применением компьютера. Всё, на что способен
компьютер в смысле отделения музыки от помех, человеческий мозг сделает гораздо
лучше и, главное, бережнее по отношению к музыке, хотя при этом он непременно
выразит недовольство чувством дискомфорта, которое сопутствует прослушиванию
неотреставрированной записи.
3. Оперы и симфонии, выпущенные на
старых грампластинках, по чисто техническим соображениям записывались в виде
последовательности 4-5-минутных кусочков произведения. Причём в старое время
никто не выражал недоумения по поводу того, что фрагменты приходилось слушать
поочерёдно и даже с перерывами на перестановку пластинок. Учитывая это,
музыканты прошлого исполняли упомянутые кусочки, стараясь передать в них
ощущение целого произведения.
Для того чтобы сохранить это «ощущение целого», в
предлагаемой записи фрагменты частей музыкального произведения состыкованы
между собой не так, как этого требует партитура, а так, как это было сделано на
грампластинках.
Мастер-диск исторической записи, предлагаемой вашему
вниманию, был выполнен в строгом соответствии с изложенной выше концепцией с
применением следующего оборудования: проигрывателя с роликовым приводом,
звукоснимателя, уравновешенного пружинным противовесом с головкой, работающей
на основе принципа «подвижного железа», а также RX-корректора, изготовленного из
деталей немецкого производства 1930-40-х годов. Для аналого-цифрового
преобразования и последующей записи был использован усовершенствованный CDX-R-рекордер.
© Анатолий Лихницкий