О восстановлении алмазных игл в звукоснимателях

Аудиофилы и коллекционеры обы­чно с содроганием сердца отсчитыва­ют часы, оставшиеся до окончатель­ного износа иглы своей головки, осо­бенно если цена головки перевалива­ет за 100-200 долларов. Обладатели „золотых” ушей замечают износ иг­лы уже после 300-400 часов ее рабо­ты, и поэтому обещанные в рекламе еще 600 часов дополнительно вызы­вают у них нарастающий износ нерв­ной системы.

Обычно, прежде чем выбросить вставку с изношенной иглой (а в слу­чае МС- головку целиком), вы обращаетесь к умельцу или, правиль­нее было бы сказать, к „левше” с нижайшей просьбой поставить новый „кристалл”. Такие умельцы на Руси всегда были и есть сейчас, да и за ра­боту много не возьмут.

И все же я должен вас предупре­дить: если вы доверили головку „ле­вше”, возможны следующие вари­анты. В случае благоприятного исхода игла будет поставлена, однако избы­точное количество клея на кончике иглодержателя ухудшит звучание высоких частот настолько, что вам, скорее всего, придется вернуться к завалявшейся головке „Корвет”.

Гораздо хуже, если лопаточка иг­лы с многорадиусной заточкой будет сориентирована не как надо, то есть не поперек канавки, а вдоль нее. Но вероятнее всего, что „левша” сломает иглодержатель, который у хороших головок изготовлен из осо­бо тонкостенной трубки, и вставит вместо нее кусок стрелки от измери­тельного прибора.

Становится даже обидно: потратил большие деньги, но года не прошло, а головку уже надо выбрасывать. А ведь, если вдуматься, головка оста­лась новехонькой, только с алмазного кончика стерлись 5-6 микрон.

Сложившееся положение навело меня на мысль, что вообще не надо менять изношенную иглу, ее просто следует затачивать в иглодержателе. С этой целью я запасся алмазны­ми пастами, специальными алмаз­ными кругами и стал пробовать. В отличие от лесковского Левши, у ме­ня есть хороший микроскоп фирмы „Caгl Zeiss”, поэтому я могу контро­лировать качество заточки игл. Ре­зультаты моей работы были на вид неплохи, однако при прослушива­нии грамзаписей с использованием заточенных мною игл выявились не­приятные эффекты. В первую оче­редь это повышенный шум, а также скрежет на участках записи с боль­шой колебательной скоростью. Ска­жу честно, мне так и не удалось научиться качественно затачивать иглы описанным способом.

И тут ме­ня осенило. Я вспомнил сообщения ряда научных журналов о том, что у бывших в употреблении бритв, когда их помещали в центре пирамиды Хе­опса, восстанавливалась прежняя за­точка. И хотя подобные утвержде­ния, как и сведения о пришельцах, гороскопы и т. п., всегда вызывали у меня недоверие, однако странные, часто совершенно необъяснимые яв­ления, наблюдаемые в области high end, научили меня не делать скоро­палительных выводов типа: „Этого не может быть, потому что не может быть никогда". Именно поэтому я серьезно задумался о возможности восстанавливать изношенные алмаз­ные иглы головок звукоснимателей с помощью пирамиды. Сперва я решил проверить, согла­суются ли сообщения о „действии” пирамиды с основными законами физики. На первый взгляд, наблю­даемое явление вступает в противо­речие со вторым началом термодина­мики, в соответствии с которым ок­ружающие нас физические тела и ви­ды энергии со временем вырождают­ся, то есть в них происходит нарас­тание беспорядка, а энергии высоко­го качества превращаются в тепло. Это явление в физике и в теории ин­формации называют нарастанием энтропии во времени.

Все ли происходящее вокруг нас подчиняется этому фундаментально­му физическому принципу? Оказы­вается, что второе начало термодина­мики действительно только для изо­лированных систем, в системах же, которые обмениваются с внешней средой (или с другой системой) веще­ством, энергией и информацией, мо­гут происходить процессы самоорганизации, упорядочивания и т. п. При­мером такой системы является чело­веческая цивилизация.

Поскольку у меня накопилось мно­го вопросов, касающихся рассматри­ваемого явления, я обратился к из­вестным ученым Санкт-Петербург­ского Государственного университе­та. Первый вопрос, который я им за­дал, был таким: „Может ли пирами­да черпать извне (например, из кос­моса) и затем концентрировать веще­ство, энергию и информацию, изме­няя таким образом состояние поме­щенных в нее материальных объек­тов в направлении, обратном дейст­вию второго начала термодинами­ки?” „Такая возможность не исклю­чена, - сказали ученые - Акаде­мическая наука теоретически дока­зала и экспериментально подтверди­ла существование явлений - таких, например, как гравитационное сжа­тие под влиянием собственных сил тяготения, - для которых характер­но не увеличение, а уменьшение эн­тропии со временем”. Хотя беседа с учеными была очень содержатель­ной, на чисто практические вопро­сы: из каких материалов лучше все­го изготовить пирамиду, какого она должна быть размера и сколько вре­мени необходимо для заточки игл, - вразумительных ответов я не полу­чил. Пришлось до всего доходить своим умом. Опущу описание предварительных опытов и достаточно сложные математические выклад­ки, связанные с расчетом конструк­ции пирамиды, и предлагаю самодельщикам ее окончательный вари­ант.

Пирамида имеет в основании ква­драт со стороной 2 330 мм, высота пи­рамиды 1 466 мм. На уровне 415 мм от основания пирамиды выполнен го­ризонтальный тоннель сечением 80x80 мм, идущий от одной из граней и достигающий вертикальной оси пи­рамиды. В центре пирамиды обору­дована камера размером 100x100x100 мм, которая выкрашена изнут­ри зеленой краской. В качестве ма­териала для строительства пирами­ды выбран красный обожженный кирпич. На изготовление пирамиды у меня ушло 1 260 кирпичей. Их укладка производилась аналогично кладке русской печи - с той лишь разницей, что вместо раствора для соединения кирпичей я использовал клей „Момент" (умолчу при этом, сколько тюбиков клея ушло на изго­товление пирамиды). Думаю, что мне не уйти от ответа на вопрос, где я воздвиг описанное сооружение. От­вет для самодельщика очевиден: пирамиду я собрал дома в 18-метровой комнате двухкомнатной квартиры, сам же со своей аудиосистемой пере­ехал в комнату 10 кв. м. При осуще­ствлении этого проекта меня беспо­коило, выдержат ли перекрытия в доме, но, к счастью, все обошлось. Не скрою, что после возведения пирами­ды соседи по дому стали обращаться к врачу районной поликлиники с жалобами на ночные галлюцина­ции. По моему мнению, причиной этих обращений является не энерге­тическое или информационное воз­действие пирамиды, а проникнове­ние через перекрытия и стены дома паров клея „Момент".

Мой эксперимент по восстановле­нию иглы головки звукоснимателя был начат в июне 1995 г. Головка „Blue point” фирмы „Sumiko”, кото­рая эксплуатировалась до этого око­ло 780 часов, через тоннель в пира­миде была помещена во внутреннюю камеру, после чего тоннель был за­мурован. Эксперимент продолжался до марта 1996 года. 21 марта в при­сутствии трех экспертов журнала „Аудио Магазин" головка была из­влечена из пирамиды и подвергнута испытаниям.

Сначала был произведен осмотр иг­лы под микроскопом с увеличением в 200 раз. Все эксперты отметили, что профиль иглы имеет правильную эллиптическую форму, без каких-ли­бо признаков износа, при этом в лу­чах солнца поверхность иглы каза­лась идеально отполированной.

После осмотра иглы, оставившего у экспертов благоприятное впечатле­ние, состоялись испытания головки в составе аппаратуры, описанной в „АМ” № 2 (3) 95, с.44. Привожу дословно отзывы экспер­тов „АМ” после прослушивания „об­новленной” головки.

Эксперт А. „Выраженный эффект присутствия, ясно ощущаемая вовлеченность, достаточно полный и насыщенный басовый регистр, ак­тивная атака звука, глубокая динамика. Все это вызывает желаемое эмоциональное удовлетворение. Го­ловка необычайно музыкальна”.

Эксперт Б. „Звук мягок, без шеро­ховатостей, при этом очень детален на всех частотах, тонок, нежен и в то же время плотен, активен, динами­чен, открыт. Звуки живут во всем переднем полупространстве и прони­зывают тебя насквозь - просто ка­кая-то голограмма”.

Эксперт В. „Хорошо передаются ритмические интонации. Звучание рояля выпуклое, быстрое, с доста­точно детальным нижним регист­ром. Расположение источников в пространстве ясное и четкое, их от­носительные размеры близки к на­туральным. Создается ощущение не­посредственного присутствия в кон­цертном зале”.

Выслушав и записав все эти вос­торженные отзывы, я отметил для себя, что обычно очень критически настроенные эксперты не отметили никаких существенных недостатков в звучании, хотя больше года назад я выслушал от них массу нелицеприятных замечаний в отношении зву­чания моей аудиосистемы.

Сначала я подумал, что на экспер­тов подействовала незначительная концентрация паров клея „Момент", который, несмотря на большой срок с момента постройки пирамиды, полностью не выветрился. Но тут же со­образил, что, наверное, кроме обнов­ления иглы изменилось что-то в пре­образователе головки. Сейчас я поч­ти уверен, что произошло упорядо­чивание микроструктуры проводни­ка, которым намотаны катушки пре­образователя головки, а также умень­шились вибрострикционные возму­щения в изоляции этого проводника.

Похоже, что время и усилия были затрачены действительно не зря.

Ну, а теперь представьте себе, что подобным образом может быть улуч­шена микроструктура, а, следова­тельно, звучание конденсаторов, ре­зисторов, разъемов и даже полупро­водниковых приборов (транзисто­ров, диодов и т. д.). По-видимому, я сделал чрезвычайно важное откры­тие, которое может сыграть огром­ную роль в дальнейшем развитии high end.

Не исключено, что с помощью по­всеместного возведения пирамид на территории бывшего СССР нам уда­стся поднять престиж отечественной аудиоаппаратуры настолько, что ка­ждый аудиофил будет гордиться тор­говой маркой „Сделано в СССР”.

А. Лихницкий

Журнал АудиоМагазин

№ 2(7) 1996

 

От редакции

Внимание! Новый способ использова­ния пирамид является промышленной собственностью А. Лихницкого и патен­туется им во многих странах мира.