От составителя
программы компакт-диска Почему
одно и то же запечатленное в нотах музыкальное произведение меломаны
стремятся услышать в разных исполнениях? Отчего
музыкально образованная публика предпочитает одних исполнителей другим? Что отличает
исполнение выдающегося музыканта от заурядной игры виртуоза? Эти и
подобные им вопросы возникают у каждого, кто всерьез приобщается к
классической музыке. Разобраться в этих вопросах не
так сложно, если сравнивать исполнение одних и тех же произведений разными
музыкантами (в данном случае пианистами). Объективно игра пианистов
различается небольшими постоянными убыстрением или замедлениями темпа,
быстрыми отклонениями ритма от указаний нотного текста (так называемой
агогикой), фразировкой и оттенками динамики. Есть и другие — трудно
определяемые объективно — индивидуальные особенности звукоизвлечения, которые
выражаются в характере прикосновения пальцев пианиста к клавишам инструмента. Не правда ли, не так уж много у
пианиста выразительных средств! А если принять во внимание то, что свобода
исполнителя классической музыки жестко ограничена рамками нотного текста, то
с удивлением обнаруживаешь, что все несметные богатства интерпретации
выражаются посредством ничтожных отклонений от этого текста. Эти отклонения
мы называем чуть-чуть. Чуть-чуть — единственное слово из
общечеловеческого языка, которое характеризует все то, что дозволено доносить
исполнителю до слушателя независимо от их национальной, религиозной и
языковой принадлежности. С помощью чуть-чуть
исполнитель может выявить духовную суть произведения, раскрывать себя, свою
художественную индивидуальность, проявлять свой тонкий вкус, изящество и
романтизм в манере игры, а также выражать множество других тончайших вещей —
то есть все то, что должно погружать слушателя в состояние созерцательного блаженства. Именно эта
способность передавать слушателям высшие духовные ценности на языке чуть-чуть и отличает выдающегося
музыканта от посредственности. Когда пианист абсолютно точно
исполняет великое произведение, но не владеет чуть-чуть, его игра будет восприниматься как мертвая, а значит, не
будет волновать слушателей, если, конечно, не принимать всерьез мнение тех,
кому такое выступление понравилось. Сегодня, когда есть возможность
сравнивать в записях интерпретации пианистов начала ХХ века с интерпретациями
наших современников, мы с горечью вынуждены признать, что искусством
высказываться на языке чуть-чуть
владели только выдающиеся пианисты прошлого, а начиная со второй половины ХХ
века искусство это было и вовсе утрачено. Пианисты нынешнего поколения в
большинстве своем искусством чуть-чуть
не владеют, а многие о нем даже не подозревают. И это понятно, ведь начиная с
музыкальной школы их обучали только точному следованию нотному тексту, не
уделяя при этом внимания духовному и эстетическому развитию личности
музыканта. И конечно, никто не заботился о том, чтобы открыть и развить в них
способность высказываться на языке чуть-чуть. Ну и о чем может рассказать
слушателям духовно неразвитой музыкант? Именно вследствие этой неразвитости в
концертных залах всего мира господствуют исполнители, которые поневоле
уподобляются ткачам из сказки «про платье голого короля». Для того чтобы вернуть интерес
к искусству музыкальной интерпретации, к ее духовному и художественному
содержанию, нами была составлена программа компакт-диска, которая включает
пять хорошо известных фортепианных произведений Бетховена, Шуберта, Шопена и
Листа. Все эти произведения в начале ХХ века исполнялись замечательными пианистами,
которые к тому же были легендарными личностями. Это М. Розенталь (ученик
Листа), И. Я. Падеревский (преемник Антона
Рубинштейна), А. Шнабель (снискавший славу самого лучшего исполнителя Бетховена), В. Бакхауз (признанный в начале ХХ века великим
интерпретатором Бетховена и Листа), С. Рахманинов, Э. Фишер, ранний В. Кемпф (о них мы многое уже знаем), а также А. Браиловский (малоизвестный в нашей стране тончайший
интерпретатор музыки Листа), ну и конечно, блистательный И. Гофман. Мы полагаем, что диск, столь
насыщенный исполнительскими чуть-чуть,
будет любопытен всем, кто проявляет искренний интерес к классической музыке. — Музыкантам-профессионалам: для них этот диск станет настоящим мастер-классом, так как здесь
сравниваются практически отсутствующие в отечественных звукозаписях
великолепные интерпретации хорошо известных произведений, исполняемых
великими мастерами фортепианной игры начала ХХ века. — Меломанам: они испытают подлинное наслаждение от совершенных и в то же время
таких отличных друг от друга интерпретаций. —Начинающим: им диск поможет приобщиться к классической фортепианной музыке; им
откроются и духовная сущность интерпретации, и ее чувственная магия, а
главное — значение чуть-чуть при
формировании музыкальных впечатлений, а также необъятные возможности фортепиано
как инструмента. — Аудиофилам и разработчикам High End: большинству
из них известно, что аудиоаппаратура уничтожает в музыке в первую очередь чуть-чуть; им предлагается
использовать этот диск в качестве т е с т а, с помощью которого им удастся
оценить способность аппаратуры передавать упомянутое чуть-чуть, не отвлекаясь на передачу частотного и динамического
диапазонов и других звуковых реальностей. Несмотря на то что
возможности фортепиано в создании интонационного и тембрального
рисунка весьма ограниченны, диск откроет им, каким образом в исполнении
великих музыкантов один и тот же нотный текст может звучать как разные
произведения. Анатолий Лихницкий Что значит «Чуть-чуть» в музыке Великие фортепьянные интерпретации
|A|→|D|, livingMONO, Лаборатория
оживления записей, AML+ Концепция и
составление программы А. Лихницкий (c) 2004 Ремастеринг А. Лихницкий (p) 2004 Записи из
коллекции А. Лихницкого и Ю.
Голубева-Новожилова. Продюсер С. Шабад |