Звукозапись и время

 

В последние примерно два года кардинально изменилось лицо рынка звукозаписей классической музыки. Продажи классики на компакт дисках через обычные и специализированные магазины упали примерно в четыре раза. В этой связи в Санкт-Петербурге в  период с 2006 по 2007 г. закрылись почти все магазины, торгующие компакт-дисками с записями классической музыки. В чем причина? Неужели народ отвернулся от классики?

В какой то степени да, но все-таки не в несколько раз. Причина обвала продаж КД с записями классики через обычные магазины в первую очередь связана с появлением впечатляющих своим ассортиментом международных Интернет магазинов компакт-дисков, например:

amazon.com

arkivmusic.com

Теперь, чтобы купить пусть даже очень редкий компакт-диск Вам не нужно бегать по городу высунув язык, достаточно сесть за компьютер и поискать нужный диск в любом, не зависимо от географического положения Интернет магазине. Затем оформить заказ, оплатить его и получить диск на почте. На розыск нужной вам записи в Интернет магазине и на ее получение у вас уйдет совсем не много времени и денег, поэтому сейчас Интернет магазины быстро набирают вес и вытесняют обычные, в том числе и специализированные магазины компакт- дисков.

Но есть и другая, к сожалению менее приятная причина обвала рынка КД с записями классики - эта соблазн потенциальных потребителей записей не покупать интересный диск, а скопировать его у приятеля. Современная компьютерная техника позволяет это делать быстро и без материальных затрат. Как выяснилось, масштабы подобного, будем называть прямо, пиратского копирования составляют в последнее время пугающие размеры: на каждый официально проданный компакт-диск с записями классической музыки приходятся примерно 2-3 пиратские копии. Но и это еще не все.

С внедрением скоростного Интернета у многих появилась возможность бесплатно скачать интересную звукозапись прямо из Интернет сети. Ведь всегда найдутся энтузиасты вывесить в сети что-нибудь редкое, интересненькое и новенькое.

Наверное, ни кому не надо объяснять, что пиратское копирование КД, к тому же в непрерывно разрастающихся масштабах это не хорошо, хотя бы, потому что пиратство наносит финансовый ущерб компаниям - производителям компакт-дисков и владельцам авторских и смежных прав на эти записи.

Но мало кто осознает, что из-за огромных масштабов пиратства перед многими студиями звукозаписи и продюсерами встал вопрос о прекращении своей деятельности, то есть по существу о банкротстве.

Наверное, если бы банкротство всех фирм занимающихся звукозаписью классики наступило бы одновременно, то компакт-диски с новыми записями классической музыки исчезли бы в один день, а толпы музыкантов: пианистов, скрипачей и др. устремились бы на биржу труда. Понятно, что событие такого масштаба было бы замечено на самом высоком уровне и вразумило бы наконец правительственных чиновников создать жёсткое законодательство по пресечению всех форм пиратского распространения записей. Но этого не произошло и не произойдет. Поэтому, события будут развиваться по следующему, к сожалению не самому лучшему сценарию.

1. Понятно, что банкротиться компании будут, но не одновременно. В первую очередь исчезнут с рынка  наиболее продвинутые в эстетическом плане компании, то есть те компании, расходы которых на звукозапись превышают затраты на тиражирование и распространение. Получается какая-то парадоксальная ситуация, чем больше затраты на звукозапись, тем менее конкурентоспособна такая продукция по отношению к пиратской, при производстве которой, как известно, нет других затрат, кроме  тех, которые идут на тиражирование и распространение записей. Так как фирмы, ориентированные на классику, из-за ограниченного спроса на их продукцию всегда (за некоторыми исключениями) были вынуждены производить компакт-диски малыми тиражами, расходы на звукозапись естественно доминировали в их затратах. Поэтому для того, чтобы выжить, эти фирмы и раньше предпринимали шаги по сокращению расходов, в первую очередь на звукозапись.

а) Сокращали затраты на оборудование записи и конечно на дорогостоящее акустическое оформление студий. Чтобы свести эти затраты к минимуму в самых дорогостоящих оркестровых и оперных звукозаписях получила распространение полимикрофонная техника, а специализированная, и опять же дорогостоящая звукозаписывающая электроника со временем  была вытеснена дешевыми, универсальными компьютерами со специализированным под звукозапись программным обеспечением.

б) Сокращали гонорары музыкантам и поэтому делали ставку не на высоко одаренных артистов-личностей, а на средней руки виртуозов, исполнение которыми музыки при необходимости мог без труда подправить звукорежиссер. Ну, а дальше запускалась стандартная рекламная компания и проект, обычно окупался.

в) Не привлекая внимание, как бы невзначай исключали из репертуара студий  музыкальные произведения, в том числе и гениальные, которые интересны избранным, но не получили признание у широкой публики, то есть студии даже в классике делали ставку в первую очередь на вкусы так называемого «все хавающего пипла».

Кстати, именно поэтому на рынке звукозаписей можно обнаружить, более сотни посредственных по техническому качеству и по исполнению записей Реквиема Моцарта. При этом, не были изданы ранние записи, Вейнгартнера, Рахманинова, Гофмана и Софроницкого, отчасти из-за технически сложного ремастеринга, но в первую очередь из-за отсутствия интереса к ним того самого пипла.

Сейчас, когда пиратская продукция на рынке звукозаписей доминирует, фирмы, которые не придерживаются выше перечисленных правил стопроцентно обречены на банкротство.

Что же в этих условиях, мы в конце концов будем иметь на рынке звукозаписей?

1.         По началу будет наблюдаться мало заметное, а потом уже вопиющее исчезновение из номенклатуры звукозаписей музыкальных произведений, не имеющих спроса у массового слушателя. То есть будет наблюдаться вымывание репертуара аналогичное исчезновению на земле редких животных

2.         Число издаваемых великих исполнителей прошлого сократится опять же до номенклатурного списка. Конечно, в этом списке останутся скрипачи Ойстрах, Коган, Крейслер и Хейфец, но исчезнут, а точнее сотрутся в памяти слушателей и продюсеров не менее великие Сигетти, Тибо, Губерман, Полякин, Гумье, Гольдштейн, И. Гендель, Кулленкампф и др.

3.         В списке конечно останутся пианисты Рахманинов, Рихтер, Гилельс, Артур Рубинштейн, Корто, Горовиц, Шнабель, Гульд, но исчезнут Розенталь, Гофман, Хаскил, Падеревкий, Фридман, Соломон, Моисеевич, Бакхауз, Брейловский, Бауер, Софроницкий, Я. Зак и многие др.

4.         В списке конечно останутся такие замечательные дирижеры как Караян, Фуртвенглер, Тосканини, Стоковский, Мравинский, но исчезнут не менее замечательные дирижеры, просто другие: Вейнгартнер, Рихард Штраус, С. Ельцин, Мелик-Пашаев, Кнапперстбуш, Шерхен, Э. Клейбер, Абендрот, Ансермэ, Бём, ван Бейнум, А. Никиш, Кусевицкий.

Примерно то же самое произойдет и с вокалом.

По пожеланиям публики, а точнее под диктовку «все хавающего пипла», кстати и самих музыкантов, обслуживающих этого самого пипла современные записи на рынке скоро вытеснят исторические, причем исполнительский уровень новых записей  будет неуклонно  падать, опять же по ранее установленным причинам, то есть из-за сознательного отбора для участия в записях посредственностей, из-за  ориентации музыкантов-исполнителей на вкусы пиплов, а не на вкусы музыкальной элиты и вообще из-за катастрофического падения общей культуры всех участников процесса, и хочу особо отметить из-за исчезновения музыкальной элиты как таковой, поскольку раньше именно она и ни кто другой хоть как-то позитивно влияла на все эти процессы.

Качество, как новых записей, так и ремастируемых будет неуклонно ухудшаться, в первую очередь из-за удлинении пути музыкального сигнала в новом оборудовании записи и из-за игнорирования этого факта разработчиками и эксплуатациионщиками студийного оборудования.

В первую очередь принцип кротчайшего пути игнорируется на участках цифровой перезаписи, а также при передаче звукозаписей через Интернет. Хотя, я думаю, грамотный инженер без труда может подсчитать, во сколько раз возрастет путь музыкального сигнала при распространении записей через сеть Интернет, ее ретрансляторы и т.п. Тем не менее, этот же инженер ни при каких обстоятельствах не признается в том, что  музыкальный сигнал в цифровой форме может пострадать от ретрансляции и перезаписей.

Прошло то время, когда единственную, ни разу не переписанную мастер-ленту с записью диска Ф. Шаляпин я перевозил на завод компакт-дисков в Екатеринбурге, где под моим личным контролем с этой ленты делался глас-мастер, предназначенный для производства компакт-дисков

Сейчас во имя удобства и удешевления процесса записи, студии и особенно создатели новых  технологий звукозаписи окончательно проигнорировали принцип кратчайшего пути. Ведь так удобно пересылать через Интернет мастер запись с места записи в центральную студию. Центральной студии также удобно, осуществив мастеринг первичной записи, пересылать готовую запись на завод компакт-дисков, например в Екатеринбург, с помощью того же скоростного Интернета.

В последнее время часто ходят разговоры о том, чтобы вообще отказаться от компакт-дисков, то есть от материальных носителей записей как таковых, а правообладателям или крупным интернациональным дилерам предоставить право за вознаграждение рассылать меломанам в автоматическом режиме через Интернет фонограммы запрашиваемых записей для одноразового их прослушивания через домашний компьютер. По существу речь идет о возвращении к идее музыкальных автоматов 30 годов. В этой связи можно ожидать, что коллекционирование редких записей прекратит свое существование сразу и навсегда, поскольку запись или она есть в централизованном музыкальном автомате и тогда она доступна всем, или ее нет и тогда она не доступна ни кому и ни когда. Естественно и это закон рынка, музыкальные автоматы не будут комплектоваться редко запрашиваемыми записями. Это ведь не рентабельно. Именно так, в перспективе будет выстраиваться культурное счастье широких масс населения в части потребления музыки, но при этом будут навсегда уничтожены ростки элитарной музыкальной культуры меньшинства. А ведь имена культурная элита во все временна поддерживала высокую планку искусства .Вспомним Венецию и Флоренцию и многие другие европейские центры культуры.

Какая есть альтернатива всему этому? Как спастись высококультурному меньшинству от надвигающегося массового быдлизма в музыке? Выход только один. Он в освобождении от какой либо зависимости звукозаписывающих компаний  от пиратского бизнеса, а для этого студиям в отношении репертуара и качества звучания записей  нужно переориентироваться на элитарную публику, а также признать и провозгласить как концепцию записи то, что кратчайший путь музыки до слушателей - это единственная альтернатива надвигающемуся ужасу. Действительно, звукозаписи, в которых реализован кратчайший путь музыкального сигнала, по определению не подлежат пиратскому копированию и трансляции через Интернет. Ведь при любом копировании или передаче через Интернет записи эти в значительной степени утрачивают свою художественную ценность.

В 1999 г. я первый осуществил звукозапись компакт-диска Ф.Шаляпин по кратчайшему пути, о чем есть сообщение на инлее этого диска и в статье Блестящие звукозаписи http://www.aml.nm.ru/articles/briliance.htm

Главная особенность этого диска состоит в том, что с момента переноса старых шаляпинских грамзаписей на цифровой носитель (ленту Уматик) до производства глас-мастера на заводе компакт-дисков цифровая фонограмма существовала только в одном  экземпляре и ни разу не была переписана на другой носитель.

Это сократило цифровой путь музыкального сигнала примерно в 3-4 раза по сравнению с цифровым путем обычных записей.

Но мои поиски на этом не прекратились. Я обнаружил еще один мощный резерв сокращения пути музыкального сигнала. А именно возможность полностью исключить заводское оборудование на пути от мастер-диска до произведенного компакт–диска. Так родилась идея тиражировать диски не путем заводской штамповки, как это делается на заводе, а клонировать мастер-диски непосредственно на звукозаписывающем оборудовании в виде CD-R. И я осуществил этот амбициозный проект.

Клонирование мастер-дисков я произвожу на Master Link ML9600 фирмы Alesis.

На этом аппарате я конвертирую аналоговую запись в цифру и без каких-либо дополнительных преобразований записываю на его внутренний Хард Диск, затем исходная запись редактируется мной (устанавливаются длительности музыкальных фрагментов и пауз, удаляются крупные щелчки, вносятся фейды и т.п.), после чего она прописывается на CD-R мастер-диск. Важно, что на ML9600 ни одна из перечисленных процедур не требует перезаписи фонограммы, как это обычно делается в компьютере, поэтому по окончании процедуры редактирования на CD-R мастер-диске мы имеем опять же исходную (то есть не переписанную), но тем не менее отредактированную запись.

Далее реализовалось еще одно достоинство Master Link'а как профессионального рекордера. CD-R мастер-диски с заданной исходной записью можно прописать не один раз, то есть можно выпустить небольшой тираж мастер-дисков, которые являются стопроцентными, можно сказать «золотыми» мастер-клонами, а не заводской бижутерией, которую распространяют другие звукозаписывающие компании.

Мастер–клоны выпущенные по этой технологии в свое время я назвал Голд Мастерами. Подробности см. http://aml.nm.ru/shop.htm

А. Лихницкий

Август 2007 г.

Санкт-Петербург