Развернутый ответ
Рубцову
О музыкальных потерях в тракте звукозаписи
…В последний 2 года я проводил исследования,
целью которых было выяснение, где в тракте запись/воспроизведение наносится
наибольший ущерб музыке конкретно на 1,2,3 и 4 уровнях восприятия. При этом я
не ставил себе задачу объяснить, почему это происходит. Мои исследования были
направлены на то, чтобы методами аудиоэкспертизы установить зависимость между
типовыми техническими решениями и ожидаемыми деградациями звучания в результате
использования этих решений.
Исследованию были подвергнуты:
1. Кабели (акустические и межблочные)
2. Усилительные каскады (транзисторные,
микросхемные и ламповые, с ООС, с минимальной ООС и
без нее)
3. Корректирующие цепи (RC, RL, RX)
4. Головки звукоснимателя типа ММ, МС, MI.
5. Конвертеры A/D и D/A (фирм:
Sony, Philips, Alesis) (звуковые карты в эксперименте не
использовались)
6. Цифровое копирование (с
помощью MasterLink'а (Alesis) и компьютера Pentium 3
(материнская плата EBIT, хард-диск IBM, пишущий
CD-ROM Plexstor PX-W4824TA)
7. Редактирование (редактором в MasterLink'а и в
компьютере в программой Wavelab)
8. Оптическая запись на
рекордеры CD-R (фирм: Plexstor, Sony, Philips) в сравнении с записью на ХАРД-ДИСК.
9. Влияние на деградации звучания процесса
издания компакт-дисков методом штамповки (в Екатеринбурге).
По существу только микрофоны и громкоговорители
остались вне моего рассмотрения. Объективная причина, этого состоит в
невозможности использования при их аудиоэкспертизе «метода перемычки» самом
объективном методе среди субъективных /см. об этом
методе в моей кн. «Качество звучания»/
Музыкальный материал был
сформирован из лучших аналоговых звукозаписей осуществленных начиная с
1905 по 1956 г.
Для контроля
деградаций на 1–м уровне восприятия я использовал Lp запись
VANGARD (Everyman Classics)
SRV 257 SD Rimsky-Korsakov – Capriccio
Espagnol op.34. Pierre Monteux cond. the NDR SO of Hamburg
(в отношении этой записи все предельно ясно – исключительно точная, удивительно
ясная музыкальная запись. Фирма VANGARD прославилась
такими записями, вспомните хотя бы АМЛ+коллекцию «Цыганские песни» в исполнении
Юла Бриннера.)
Для контроля 2-го уровня я использовал Lp запись COLUMBIA CL660 Sarah Vaughan (Сара ВООН одна из
трех великих леди джаза, поразительным в ее пении в первую очередь следует
назвать потрясающий своей красотой, очень низкий тембр голоса и заложенные в
нем удивительные низкочастотные вибрации – а это именно то, что обычная
аудиоаппаратура не доносит до ушей слушателей)
Для контроля 3-го уровня я использовал Lp запись COLUMBIA CL535 Erroll Garner , COLUMBIA CL160 Benny Goodman (Jam Session) и еще грамзаписи на
78 об/мин Эльмана, Крейслера,
Хейфеца (на 3 –ем уровне восприятия мы должны оценить «всеядность» аппаратуры,
то есть ее способность передавать полный спектр эмоций от неудержимого веселья Бенни Гудмена и Эрола Гарнера их сумашедшей энергетики до холодной и слегка агрессивной игры
Хейфеца, нежного сладкозвучия Миши Эльмана и
неисчерпаемой человеческой теплоты в игре Фрица Крейслера).
Для контроля 4-го уровня я использовал только ранние записи на 78
об/мин Рахманинова, Падеревского и Альберта Швейцера (эти величайшие музыканты ХХ века, по существу
создали самые высшие, сохраненные в звукозаписи духовные ценности музыки. Как оказалось, именно
их игру прекрасно доносит до нашего слуха граммофон. Кстати, при игре на рояле
нас ни чего не должно отвлекать от восприятия на 4-ом уровня, поскольку
звучание этого инструмента отчасти освобождено от тембрального разнообразия,
предельно лаконично, то есть примерно так же лаконично как черно-белое кино. Сразу обращаю внимание - тест на 4-ом уровне самый трудный).
Напомню, что наблюдаемы
эффекты в звуке делятся на два вида:
-на невозвратные
потери (деградации) музыки, которые нарастают с увеличением
длинны пути музыкального сигнала, то есть с увеличением числа аудио
компонентов, задействованных в тракте запись/воспроизведение;
-на
гармонизации различного вида, а также рандомизации фаз (наиболее часто
встречается гармонизация тонального баланса, например в результате подбора
проводов, ламп, подставок обогащаются или обедняются тембры звучания в тех или
иных регистрах звучания и т.п.)
Гармонизация, будучи всего лишь средством
балансирования некоторых особенностей звучания аудиоаппаратуры
часто вводит ее разработчиков в заблуждение, относительно того, что утраченное
в музыке, в том числе при записи можно восстановить при воспроизведении. На
этом заблуждении собственно и основаны преувеличение важности воспроизводящего
конца тракта ,а также
непомерный рост стоимости аппаратуры воспроизведения.
Я не буду заострять внимание на этих явлениях,
так как гармонизация, (также как и рандомизация) мне кажется, это частное дело
каждого владельца аудиосистемы – давать же советы в этой области отдельная
тема, причем совершенно неблагодарная. Тем не менее, я дам один совет –
используйте при гармонизации и рандомизации тракта воспроизведения записи
рояля, ориентируясь в первую очередь на 1 и 2 ой уровни восприятия.
Я же в этой заметке решил рассказать о звеньях
тракта запись/воспроизведения, в которых происходят невозвратные деградации
музыки, причем соотносимые с определенными уровнями восприятия.
Экспериментальный материал, который мной был накоплен очень большой, скажем по
отношению к размерам ЧУЛАНА моего ИМЕНИ, поэтому свои результаты я сформулирую
в форме сравнительно коротких тезисов:
1. Кабели (провода) вызывают деградацию в
основном на 1-ом уровне восприятия (нарушение тонального баланса и ясности
звучания), на 2-м уровне наблюдается обеднение тембров без потери их
натуральности (исключение составляют кабели из серебра), на 3-ем уровне заметно
ослабление яркости музыкальных эмоций. На 4-м уровне деградации не замечены.
Все эти эффекты определяются эзотерическими качествами использованной в
проводах меди и др. материалов.
2.1. Усилительные каскады на лампах без ООС, в
зависимости от качества электроэлементов вызывают очень небольшую деградацию на
1, 2 и 3 уровне восприятия аналогичную проводам. На 3-ем уровне страдают эмоции
выражающие «нежность». На 4 – м уровне деградация не была замечена.
2.2. Усилительные каскады на транзисторах с
минимумом ООС, в зависимости от звукового качества электроэлементов вызывают
заметную деградацию музыки на 2 и 3 уровнях восприятия. В наибольшей степени
страдает восприятие на 3- ем уровне, то есть наблюдается частичное или полное
исчезновение музыкальных эмоций.
2.3. Микросхемные каскады с ООС ведут себя
аналогично каскадам на дискретных элементах, при этом возможно нарушение
тонального баланса (завышение характера звучания, придание ему «металличности»)
2.4. Углубление ООС в первую очередь скрадывает
динамические контрасты (1 – й уровень восприятия) и
смещает тональность мажорных музыкальных эмоций в сторону минорных (это
происходит на 3 уровне восприятия). В некоторой степени также страдает
содержание музыки на 4-ом уровне восприятия. И еще, очень сильно страдает
артикуляция баса (речь идет о 1-м уровне восприятия),
особенно при работе усилителя с глубокой ООС на комплексную нагрузку –
динамический громкоговоритель.
3. Значительные деградации музыки вызывают RIAA
корректирующие цепи.
3.1. RC – цепи делают звучание тусклым. Очень
сильно страдают краски тембров и их «натуральность» (2-й уровень восприятия)
Часто страдает артикуляция в басовом регистре (1-ый уровень восприятия).
3.2. RL и RX - корректирующие цепи (если катушки
индуктивности сделаны «грамотно») - нежелательных деградаций тембров не возникает и главное не ухудшается артикуляция баса.
3.3. И все-таки RX- корректирующие цепи имеют
некоторые преимущества, хотя бы по тому, что путь музыкального сигнала через
них заметно короче, чем через LR – цепь.
4. Головки звукоснимателя. Сразу отмечу, что
качество их звучания (если не концентрировать внимание на форме кончика иглы и
конструкции подвижной системы) в первую очередь зависит от длины, диаметра и
эзотерического качества меди использованной в проводнике, которым намотаны
катушки головки.
На втором месте эзотерическое качество материала
магнитопровода использованного в головке. На 3-м месте находятся эзотерические
качества использованного в головке постоянного магнита. В любом случае провод
доминирует в звучании, особенно в ММ головках, так как в них его очень много, а
его маленький диаметр не способствует хорошей артикуляции баса. С учетом этого
наименьшие деградации вызывают MC – головки особенно без сердечника в катушках.
Тем не менее, самые перспективные головки, с моей точки зрения, все-таки типа
IM, и только по тому, что в них можно применять провод большого диаметра и
сравнительно небольшой длины. Пример – головки фирмы Grado.
Все головки в основном повреждают звучание на 1,
2 и 3 уровне восприятия так же как и провода. Эффекты иглы и подвижной системы
головки чисто физические и имеют отношение к самым высоким частотам диапазона
воспроизведения, а также к воспроизведению шорохов и шумов.
5.Включенные последовательно конвертеры AD и DA
(в формате 44/16) (с исключенными по возможности входными и выходными
аналоговыми микросхемами и, в том числе активными фильтрами), в сравнении с
аналоговой перемычкой не повреждают звучание. Отмечаются только некоторые
потери прозрачности в области ВЧ. Прозрачность на ВЧ несколько повышается при переходе с формата 44/16 в
формат 96/24 . Других деградаций звучания на 1,2,3 и 4-ом по сравнению с
передачей сигнала непосредственно с выхода RX – корректора на вход усилителя
мощности мной не было замечено.
6. Цифровое копирование
6.1. Цифровое копирование компакт-дисков на CD-R
с помощью MasterLink'а (на 4-ой скорости) вызывает не очень большие деградации
музыки в сравнении со звучанием оригинала, причем потери слышны в основном
только на 2-ом уровне восприятия. В некоторой незначительной степени теряется
яркость тембров и их натуральность.
6.2. Цифровое копирование с помощью компьютера:
а) в программе NERO- NERO (чтение и запись на 4-
ой скорости) заметная деградация на 2-ом уровне восприятия (обеднение эмоций,
появление «вязкости» и ненатуральности тембров, исчезновение «сердцевины» звука
и еще наблюдается ухудшение ясности звучания).
б) в программе NERO (на лету) все происходит
аналогично п. а) но проявляется в меньшей степени.
в) «Грабирование» в EAC, прожиг
в NERO
Признаки 1-го уровня передаются лучше, чем в
NERO- NERO, но на 2-м уровне наблюдается заметное ухудшение (прежде всего,
исчезает натуральность тембров), и все же главное негативное отличие ЕАС от
NERO состоит в повреждениях музыки на 3 и 4-м уровне восприятия. Из музыки
буквально выветриваются музыкальные эмоции и
музыкальное содержание на 4-ом уровне восприятия.
7. Редактирование:
7.1. в MasterLink'е
а) Введение в фонограмму пауз и фейдов не
изменяет звучание.
б) Цифровое изменение уровня (даже на 0,1 дБ), а
также эквализация, особенно в области средних и высоких частот вызывает
заметное изменение характера звучания. Именно это изменение как я понимаю,
принято называть «цифровым звуком».
Цифровой звук - я так ощущаю, проявляется
прежде всего в плохо переносимой жесткости, «корявости» и грубости звучания. В
рассматриваемом случае музыка «поражается» на 2 –ом
уровне восприятии.
7.2. в компьютере (программы WaveLab,
Sound Forge, Cool Edit 2000
)
Самые удивительные и ощутимые эффекты отмечаются
даже после незначительного по объему редактирования фонограммы в перечисленных
мной программах. Например, после удаления скажем 3-х щелчков из фонограммы, она
тут же утрачивает музыкальную индивидуальность. Я об этом уже писал в аннотации
к CD «три пианиста». То есть наблюдается поражение музыки на 2,3 и 4 уровне
восприятия.
Я думаю, что основная причина ужасающего
звучания большинства компакт- дисков связана с компьютерным редактированием
первичной фонограммы. Почему это происходит сказать трудно, но в качестве
предположения подброшу мысль. Редактирование в компьютере сопровождается
большим числом цифровых перезаписей звуковых файлов непосредственно на хард –
диске с использованием промежуточной памяти Temp.
8. Оптическая запись на упомянутых выше
рекордерах (прожиг и последующее чтение СD-R) в
сравнении с записью на хард - диск MasterLink'а и воспроизведение с него.
Запись на оптический диск и воспроизведение с
него вызывает ощутимую деградацию звучания в первую очередь на втором уровне
восприятия, тогда как запись на хард-диске и воспроизведение с него практически
не отличается по звучанию от прямой, то есть сквозной передачи цифрового
сигнала.
9. Мало кому известно, в какой степени
повреждается фонограмма выполненная на CD-R
мастер-диске после ее превращения в условиях даже хороших заводов в матрицу для
тиражирования штампованных компакт- дисков. На этот счет у меня накопился
большой опыт сравнения тиражных компакт-дисков с клонами мастер-дисков.
Вот результаты моих наблюдений:
На 1-м уровне восприятие в тиражных дисках
наблюдается заметное уменьшение детальности и появление тусклости звучания
высоких частот. Есть также некоторое сужение динамических контрастов.
На 2-м - обеднение тембров, сокращение
тембрального масштаба.
На 3 –м уровне уменьшение энергичности звучания,
притупление и разжижение эмоционального содержания музыки.
На 4-ом частичное исчезновение духовной сущности
музыки. Это особенно заметно при прослушивании рахманиновских записей.
Этот текст я предлагаю прочитать всем тем, кто действительно
хочет понять какая перспектива остается у цифровой звукозаписи, если не включить
мозги в расследование приведенных мной субъективных фактов...
А. Лихницкий